26.11.2016 Святой Иоанн Златоуст: "Христос со мною! Чего я устрашусь?" Печать

26 ноября, в день памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, Высокопреосвященнейший митрополит Питирим совершил Божественную литургию на престольном празднике в с. Шевченково Витовского района. Архипастырю сослужили благочинный округа протоиерей Петр Струкало, настоятель храма протоиерей Павел Саган и духовенство округа.

За богослужением была вознесена молитва о жертвах Голодомора 1932-33 годов, также Владыка возглавил крестный ход и обратился с архипастырским словом к присутствующим.

Правящий Архиерей поздравил всех с престольным праздником и рассказал о том, что впервые святителя Иоанна назвала Златоустом одна женщина, восхищенная его проповедью.

— И так Церковь усвоила за ним это имя — Златоустого. Потому что мудрость его была велика, дарована от Бога. — продолжил митрополит Питирим.

— Дай Боже, чтобы его молитвами и в нашем сердце была мудрость Божия. Всегда царствовал мир и покой в душе. Потому что без Бога мы вот какими сделались как сегодня...

Дай Боже, чтобы мы жили в мире, благочестии и чистоте наших сердец. Потому что «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Мы стремимся к бесконечности в Боге, к жизни в Господе нашем, Иисусе Христе. С престольным праздником!

Завершая богослужение, Архипастырь поздравил иерея Виталия Тарнавского с днем рождения, после чего посетил часовню в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, а также строительство нового храма в этом же селе.

Накануне Владыка совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы, где в слове к верующим обратил внимание на историю создания Литургии Иоанна Златоустого.

01
01
02
02
03
03
04
04
05
05
06
06
07
07
08
08
09
09
10
10
11
11
12
12
13
13
14
14
15
15
16
16
17
17
18
18
19
19
20
20
21
21
22
22
23
23
24
24
25
25
26
26
27
27
28
28
29
29
30
30
31
31
32
32
33
33
34
34
35
35
36
36
37
37
38
38
39
39
40
40
41
41
42
42
43
43
44
44
45
45
46
46
47
47
48
48
49
49
50
50
51
51
52
52
53
53

Фото: Дионисий Корелов

Христос со мною! Чего я устрашусь? Его Евангелие в руках моих — посох, на который я опираюсь. Вот где мое прибежище, вот мирная пристань души моей. Бури, на меня воздвигнутые, море, на меня низвергнутое, неистовства государей и сильных мира... все это для меня не более паутины.

Святитель Иоанн Златоуст

Благоговейное изумление возбуждает в нас жизнь святого Иоанна Златоуста. От первого сознательного движения и до последнего вздоха она вся посвящена Богу. Нет в ней пробелов и пропусков, нет отступлений назад и уклонений в сторону. Как стрела, выпущенная из лука и прямо несущаяся к своей цели, так и некраткая жизнь св. Иоанна есть один стремительный бег к почести вышнего звания.

"Стыдно нам, мужскому полу, что празднуемого ныне светильника мира, иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, назвали Златоустом не мы, а женщина, слушатели возлюбленные! - сетует в своем поучении святитель Димитрий Ростовский. - Стыдно нам, что женщина предварила нас в этом. Мужской пол молчит, а женский посреди церкви громко восклицает: «Учитель духовный, более того скажу, Иоанн Златоуст! Углубил ты кладезь святого твоего учения, а веревки ума нашего коротки!» И с тех пор он был прозван «Златоустым», но не нами, а женщиной."

в VII в., этот почетный титул сделался неотделимым от его имени, с ним он вошел в историю как Иоанн Златоуст или даже просто — Златоуст.

Для христиан всех времен, однако, Златоуст неизмеримо больше, чем только талантливый мастер слова. Ему был присвоен редкий титул вселенского учителя, который носят вместе с ним всего три святителя Церкви. Это — его старшие современники Василий Кесарийский (†479), именуемый Великим, и Григорий Назианзин (†489), за которым закрепилось не менее редкое звание Богослов. Классическим образцом для проповедников и истолкователей Библии святитель Иоанн Златоуст стал сразу, практически еще при жизни. Так, преподобный Исидор Пелусиот — сам глубокий философ, аскет и плодовитый писатель — приходил из Египта слушать Иоанна Златоуста и учиться у него красноречию. Авторитет учителя проповедничества, окружавший Златоуста, претерпевал «удивительную метаморфозу — чем больше его отдаляло безжалостное время, тем сильнее он светился из глубины веков.

Иоанна Златоуста и через триста лет читали с таким же пробуждением духа от опасного сна совести, с восторженным замиранием сердца, иногда со слезами, а иногда с невольной улыбкой, — так же, как слушали его толпы, заполнявшие соборные церкви в Антиохии и Константинополе. С таким же негаснущим интересом читали его и через пятьсот, тысячу и полторы тысячи лет.

Забывались и теряли свое значение бесчисленные творения византийских писателей, и все заполнял собою Златоуст. Почти через тысячу лет великий завершитель византийской культуры, святитель Григорий Палама (1296–†1359) и в выборе богословской тематики, и в методах истолкования Писаний, и, конечно же, в проповедничестве испытывал непосредственное влияние Златоуста.

И как только в христианском мире появилась славянская письменность, созданная святыми братьями Кириллом и Мефодием в IX в., сразу же вслед за Священным Писанием и текстами богослужений стали переводить на славянский язык творения Златоуста. В ХVІ–ХVІІ вв. на Руси особенно широко был распространен сборник Слов святителя Иоанна, который так и назывался: Златоуст. Беседы, вошедшие в этот сборник, даже сделались обязательным элементом богослужения, это были так называемые уставные чтения.

Любимым чтением святого праведного Иоанна Кронштадтского были творения святителя Иоанна Златоустого. Первой и единственной книгой, которую он позволил себе купить в годы учебы, были толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея.

Не менее поучительно и житие святителя Иоанна Златоуста, который за свою проповедь о Христе Воскресшем претерпел множество скорбей и окончил свою жизнь в изгнании со словами: «Слава Богу за все». Вот как пишет сам святой об этом победоносном славословии:

"Это изречение — роковой удар диаволу. Кто его употребляет, для того оно величайший залог неприкосновенности и радости среди всякого рода опасностей. Как только произнесешь его, мгновенно разгоняются облака печали. Не переставай же повторять его всегда и учи других употреблять его во всех случаях. Тогда постигшая вас буря, будь она еще суровее, превратится для вас в тишину; тогда объятые ею не только избавятся от ее ужасов, но и извлекут из нее сравнительно высшую для себя награду. Оно возвеличило Иова; оно, это самое изречение, обратило в бегство диавола и заставило его отступить со стыдом, оно — всякого страха исчезновение. Повторяй же его постоянно при всех встречающихся событиях."

Также использованы материалы сайтов: pravenc.ru, mgarsky-monastery.org