06.01.2022 Божественная литургия в Рождественский сочельник Печать

6 января, в Навечерие Рождества Христова, митрополит Николаевский и Очаковский Питирим в сослужении духовенства епархии совершил Божественную литургию по чину Василия Великого и Великую вечерню в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы г. Николаева.


"Христос рождается – славьте! Христос с небес – выходите навстречу! Христос на земле – возноситесь! «Воспойте Господу, вся земля» (Пс.95:1)! И скажу обоим в совокупности: «да веселятся небеса, и да торжествует земля» (Пс.95:11) ради Небесного, потом Земного! Христос во плоти – с трепетом и радостью возвеселитесь, с трепетом по причине греха, с радостью по причине надежды." (святитель Григорий Богослов)


01
01
02
02
03
03
04
04
05
05
06
06
07
07
08
08
09
09


Слово 38 святителя Григория Богослова:
На Богоявление или на Рождество Спасителя

(Церковный устав предписывает целиком прочесть это слово
во время рождественского всенощного бдения*
)

...Наконец стало нужно сильнейшее лекарство, по причине сильнейших недугов: человекоубийств, прелюбодеяний, клятвопреступлений, муженеистовства и этого последнего и первого из всех зол – идолослужения и поклонения твари вместо Творца. Поскольку все это требовало сильнейшего способа, то и дается сильнейший. И он был следующим: само Божие Слово, превечное, невидимое, непостижимое, бестелесное, начало от начала, свет от света. Источник жизни и бессмертия, отпечаток первообразной Красоты, печать непереносимая, образ неизменяемый, определение и слово Отца, приходит к Своему образу, носит плоть ради плоти, соединяется с разумной душой ради моей души, очищая подобное подобным; делается человеком по всему, кроме греха. Хотя чревоносит Дева, в которой душа и тело предочищены Духом (ибо надлежало и рождение почтить, и целомудрие предпочесть); однако же произошедший есть Бог и с воспринятым от Него249 – единое из двух противоположных – плоти и Духа, из которых Один обожествил, а другая обожествлена.

О новое смешение! О чудное растворение! Сущий начинает бытие, Несозданный созидается, Необъемлемый объемлется через разумную душу, посредствующую между Божеством и грубой плотью, Богатящий нищает – нищает до плоти моей, чтобы мне обогатиться Его Божеством, исполненный истощается – истощается ненадолго в славе Своей, чтобы мне быть причастником полноты Его. Какое богатство благости! Что это за таинство обо мне? Я получил образ Божий и не сохранил Его, Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и плоть обессмертить. Он вступает во второе с нами общение, которое гораздо чуднее первого, поскольку тогда даровал нам лучшее, а теперь воспринимает худшее; но это боголепее первого, это выше для имеющих ум!

Читать полностью...



Примечание:

* - Священник Михаил Желтов: "Современные богослужебные книги содержат два канона для рождественской утрени... Эти два канона написаны величайшими песнописцами древности — преподобными Космой Маюмским и Иоанном Дамаскиным, жителями Палестины...

Понять текст канонов достаточно сложно — ... по причине обилия в канонах явных и скрытых отсылок к Священному Писанию, а также 38-му Слову святителя Григория Богослова, «На Богоявление, или на Рождество Спасителя». Канон преподобного Космы начинается прямо с цитаты первых строк этого Слова, которое, кстати, церковный устав предписывает целиком прочесть во время рождественского всенощного бдения."

(Священник Михаил Желтов - литургист, автор трудов по истории богослужения и церковного устава. Автор научных публикаций, кандидат богословия. Опубликовал научные и богословские статьи в «Православной энциклопедии», в «Богословских трудах», «ЖМП», других церковных и светских академических изданиях. Секретарь комиссии Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству.)