Житие святого Паисия Святогорца. Снова на Афон Печать

Паисию Святогорцу хотелось остаться в монастыре Констамонит, потому что слышал, что это была безмолвная и аскетическая обитель. Однако в день его прибытия к Афону на южной стороне полуострова разыгрался шторм - и Арсений принял это как проявление Промысла Божия.

Поэтому он сел на кораблик, который шёл вдоль северного побережья, и вышел на берег у другого монастыря. Он был принят игуменом Каллиником, положил установленный поклон и начал послушническое испытание. Эта обитель отличалась хорошим порядком и устроением. Её насельники имели подвижнический, аскетический дух. Кроме многочасовых богослужений монахи и послушники несли тяжёлые послушания и исполняли келейное правило.





Митрополит Питирим у памятника на месте убиения Зографских мучеников. Зограф, 2016 г

Старец Паисий рассказывал:

- Когда я пришел в монастырь в 1953 году, меня как новоначального поставили помогать трапезарю. Тогда один престарелый монах восьмидесяти лет, совсем дряхлый, попросил, чтобы я ему в келью носил суп. Я заканчивал послушание и носил ему суп. Как-то раз это увидел один брат и сказал мне: «Не приучай его особо, а то потом станет просить то одно, то другое и совсем не даст тебе покоя, не сможешь даже правила своего исполнять. Со мной знаешь, что произошло? Помог я ему как-то раз, когда он болел, так он меня потом вообще в покое не оставлял, то и дело стучал в стену: “Окажи любовь, сделай чай” или “Окажи любовь, помоги повернуться”. Потом через несколько минут опять, тук-тук: “Окажи любовь, положи мне горячий кирпич”(Раньше вместо грелок использовали нагретые кирпичи). Кирпич — чай, кирпич — чай, какие уж тут правила, так что под конец я стал уже выходить из себя!». Ты только послушай! Кошмар! Старый человек страдает, стонет, просит его о помощи, а ему неохота идти, чтобы не прерывать правила! Бред какой-то. Для Бога гораздо важнее «кирпич — чай», чем все его поклоны и чётки, сотворённые… со всяческим прилежанием! С одной стороны говорил: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», а с другой: «Оставь меня в покое»!

- Для того чтобы в то время прожить в этом монастыре сорок дней Великого поста, надо было взойти на настоящую Голгофу. В сутки - только одна тарелка водянистой похлёбки без масла. Это было самое строгое общежитие. Первую седмицу Великого поста все отцы почти целый день проводили в церкви».





Святой Паисий писал, что если бы мы жили по-отечески, то у всех нас было бы крепкое духовное здравие. И все неправославные, завидуя этому здравию, оставляли бы свои нездравые заблуждения и спасались без проповеди. Сейчас наше святое отеческое Предание их не трогает, потому что они хотят видеть в нас преемников Святых Отцов, видеть наше действительное родство с нашими Святыми. В обязанности каждого православного входит всеивание доброй обезпокоенности и в неправославных, чтобы они поняли, что находятся в заблуждении, и не успокаивали бы ложно своего помысла, лишая себя тем самым богатых благословений Православия в сей жизни, а в жизни вечной - еще больших, вечных Божиих благословений. Ко мне в каливу приходят некоторые ребята-католики - расположенные очень по-доброму, готовые познать Православие. "Мы хотим, чтобы ты сказал нам что-то, способное духовно помочь нам”, - просят они. "Сделайте вот что, - советую им я, - возьмите церковную историю. Вы увидите и то, что когда-то мы были вместе, и то, до чего вы дошли впоследствии. Это вам очень поможет. Сделайте это, и в следующий раз мы побеседуем с вами обстоятельно».

преподобный Паисий Святогорец. "Слова". Том I. С болью и любовью о современном человеке





Митрополит Питирим и николаевские паломники в Иверском монастыре на Афоне. 2016 г.

Фильм о начале монашеского пути святого Паисия Святогорца

Источники:
Краткое жития святого Пасисия Святогорца
на сайте Ватопедского монастыря

Пространное житие написанное иеромонахом Исааком с документальными видеосъемками