Последние публикации
07.01.2022 Дети прославили Рождество Христово |
7 января в актовом зале Соборного дома состоялся Рождественский вертеп, который посетил митрополит Николаевский и Очаковский Питирим. И юные прихожане и совсем маленькие детки прославили Новорожденного Богомладенца с помощью стихов, песен, музыки и театральных сценок. В этом им помогали красочные костюмы, живописно изображающие пастухов и овечек, Ирода и волхвов. После выступления дети получили подарки из рук архипастыря. (иеромонах Кирилл (Зинковский), К.В. Кузнецова) Безусловно, важной составляющей всего процесса обучения является личность самого учителя. Личность воспитывается от личности, поэтому самое действенное средство воспитания – это личный пример. Владыка отмечает, что у детей сильно развито «свойство подражательности». Не имея привычки к самостоятельному образу действий, дети всегда копируют образ мыслей и поведения значимых и особенно уважаемых взрослых: «будучи естественным и необходимым в детстве, подражание значительно облегчает доброе воздействие на детей». Особенно хочется отметить следующее наблюдение святителя: «учительство не есть просто лишь мастерство, которое можно изучить теоретически и практически; учитель имеет дело с детской душой, а чтобы воздействовать на душу, нужно учителю самому иметь такие качества, какие он желает воспитать в детях». Дети и подростки глубоко воспринимают внутренний настрой взрослого человека, расположен учитель к ним или нет. Поэтому самым действенным средством воздействия и воспитания Владыка отмечает любовь: «Истинное знание детской души дает только любовь к детям, потому что только она способна ко всему снизойти и все претерпеть». «Самая любовь к детям, по мысли Святого, наиболее легко укрепляется благодаря именно вере и без нее никогда не может быть прочною, вполне чистою и самоотверженною, потому что нет более действительного средства приобрести любовь к людям, как искренняя молитва за них». Учительство – это прежде всего служение, дело, на которое человек призван самим Богом – мысленная память об этом способна воодушевить, укрепить даже в трудных обстоятельствах, потому учитель «никогда не должен оставлять случая в вере и молитве искать утешения и поддержания для своего духа». Владыка Фаддей сравнивает учительство с посевом: как сеятель с молитвою бросает семя в землю, не зная, прорастёт ли и принесёт добрый плод или погибнет, так и учитель, сея в души детей добрые семена, не знает, принесут ли они плоды. Поэтому сознание своей немощи и крепкое упование на Бога в сочетании с молитвой о детях, вверенных ему, – то прочное основание, которое помогает учителю усердно трудиться на ниве просвещения, трезво осознавая, что возрастить доброе семя может один лишь Бог. Читать полностью "Записки по дидактике..." священномученика Фаддей (Успенского) |